родня (стартовая)


Зырянов Станислав Иванович.
Встреча с Гагариным 20 августа 1965 г.

       В учебном авиаполку, в поселке Пугачи, я занимал должность техника по авиационному оборудованию самолетов. Там на аэродроме в августе 1965 года и состоялись встреча с первым космонавтом мира, которая запомнилась мне на всю оставшуюся жизнь. А произошло это так.

       20 августа 1965 года на аэродроме шли интенсивные полеты. Курсанты отрабатывали учебно-летные упражнения на реактивных самолетах. Аэродром был грунтовый. При рулении на старт и особенно при взлете самолета поднималось с земли пылевое облако, которое скрипело на зубах и от нее приходилось закрывать глаза ладонями. Помню, как начальник политотдела училища полковник Афанастьевский, закрывая лицо руками сказал: «Да, здесь у вас пыльно!» Но, видимо, решив, что ему не по чину и не по должности говорить о трудностях, добавил: «А ведь пыль-то теплая!» Реплика начальника политотдела вызвала громкий смех. Долго еще техники смеялись, называя пыль теплой. В этот день полеты выполняла третья авиаэскадрилья. Курсанты летали над железнодорожной станцией Меновой Двор, Зауральной рощей. Набрав высоту 150-200 метров делали разворот, летели на высоте 400 метров над Оренбургом, выходили в район деревни Нижняя Павловка и брали посадочный курс. После заруливая на стоянку, к самолету подходили специалисты по авиаоборудованию, радио, вооружению. Лётчик-курсант докладывал о полете. Исправный самолет снова дозаправлялся кислородом, горючим и - в путь.

       В курилке шли разговоры, а из репродуктора, напрямую связанного с руководителем полетов, каждый из присутствующих слышал все переговоры с экипажем.

       Вдруг все повернули голову в одну сторону. К нам направлялась белая «Волга», за нею «Газик» и «Жигули». Каждый из присутствующих знал, что на белой «Волге» ездит начальник училища генерал-майор авиации Герой Советского Союза И.А. Куличев. В то время таких машин было мало, а на аэродром случайный человвс приехать не мог, тем более во время интенсивных полетов.

       «Волга» подъехала. Из нее вы шел И.А. Куличев, начальник политотдела училища Афанастьевский и Ю.А. Гагарина. Из «Жигулей» - фотокорреспондент и другие лица. Руководитель полетов подполковник Зубарев отдал рапорт начальнику училища и они вдвоем направились к КДП. Юрий Алексеевич Гагарин и полковник Афанастьевский подошли к нам. Среди нас были техники самолетов, летчики-инструкторы и технический состав аэродрома. Юрий Алексеевич с улыбкой поздоровался с каждым.

       Наверное, в этот момент Юрий Алексеевич вспоминал свою курсантскую службу в Оренбургском училище, возможные тяготы военной службы, свое пребывание на этой земле. Фотокорреспондент быстро организовал съемку. Юрий Алексеевич сфотографировался с летным и техническим составом, с курсантами и другими лицами. Снимал и я. В книгах о первом космонавте к большому моему счастью есть несколько тех моих фотоснимков. Особенно мне запомнилось, как Юрий Алексеевич на предложение одного из фотокорреспондентов улыбнуться заметил, что без таких предложений: «Обними! улыбнись!» не обходится ни одна фотосъемка. И добавил: «Как уже это все надоело!». Я после этой реплики понял, что космонавту приходится трудно - ездить с представителями Правительства, руководителями республик, краев, областей, крупных промышленных предприятий и колхозов, воинских частей и флотов, быть в одной упряжке с государственными деятелями, министрами и руководителями иностранных государств. И всем дарить свою неповторимую улыбку.

       Некоторые мои фотографии того лета помещены на днях в книгу-альбом «Ты помнишь, как курсант Гагарин по нашим улицам ходил».

       После короткой задушевной беседы с нами Юрий Алексеевич отошел в сторону со своим бывшим летчиком-инструктором капитаном Колосовым. Они довольно долго заинтересовано разговаривали между собой. Вскоре после этой встречи капитан Колосов уехал в Москву в центр подготовки космонавтов. После сделали еще несколько фото на память. Рядом стоял тренажерный самолет Л-29. Юрий Алексеевич сел в переднюю кабину и с просящим взглядом оглянулся на начальника училища Куличева.
   - Иван Андреевич, разрешите!
   В ответ ему генерал сказал: «Нет, нет, дорогой Юрий Алексеевич».

       На самолете Л-29 над аэродромом в тот день выполнял показательный полет командир звена, чемпион СССР по летному спорту майор Пикулев. Это был прирожденный летчик, воздушный ас, каким был в свое впом В.П. Чкалов. Фигуры высшего пилотажа следовали одна за другой. Закончил свой полет майор Пикулев фигурой, которую у авиаторов принято называть горкой. Набрав высоту около четырех тысяч метров, летчик перевел самолет б крутое пикирование. Скорость нарастала, а земля неумолимо приближалась. Все, кто находился на земле, замерли. Летчик вывел самолет из пикирования на опасной высоте от земли. Пикулев был уверен в работе всех систем самолета и в своем мастерстве. Но Гагарин после выполнения горки с укором и осуждением посмотрел на генерала Куличева, который в ответ сказал: «Не волнуйтесь, Юрий Алексеевич! Этот трюк майору я разрешил».

       Тепло попрощавшись со всеми, Юрий Алексеевич и все приезжавшие с ним отбыли в Оренбург.

       У меня от этой встречи осталось незабываемое чувство. Вот, думалось, какой трудный дорогой пришлось идти к своей цели этому парню из простой семьи. В детстве пережил оккупацию, учился в техникуме и аэроклубе. А вот добился все же своего. Стал космонавтом, снискав любовь всего мира.

       После такой встречи я тоже решил добиваться большего. Может, поэтому поступил в Харьковское военно-техническое училище, а потом долго работал в Оренбургском авиаучилище, пока его не закрыли при Ельцине, что считаю, нанесло вред стране. Поэтому я вступил в КПРФ ради борьбы за то, чтобы новым Гагариным были открыты все пути. Как при Советской власти.

Hosted by uCoz